Слушаем музыку

"Осенняя песнь" П. И. Чайковский


"Маленькая ночная серенада" В.А.Моцарт




Прививаем детям интерес и 

любовь к музыке

       Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения современной музыки. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.

      Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов, поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времен и стилей

.
      Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольниками? Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова, С. Майкапара, С. Прокофьева, Г. Свиридова и др. уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.




       Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, например «Детской симфонии» И. Гайдна, сюиты для оркестра Ж. Бизе «Детские игры», симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

    Помимо детской музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен - старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, и других композиторов-классиков.
      
  Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью и характерностью ритма. Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами (песней, танцами, маршем). Важно выбрать яркий небольшой отрывок, чтобы дети увлекались, сосредоточенно слушали музыку. Если произведение заинтересовало дошкольников, они просят послушать его ещё раз.

    При повторных прослушиваниях можно немного удлинить фрагмент в зависимости от реакции детей, их заинтересованности (но чтобы он носил более или менее законченный характер). Важно проявить чувство меры, не наскучить детям, идти от их желаний, проявления интереса.





   Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д. Кабалевский: «Прекрасное побуждает доброе». Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развить. И во многом этому помогает музыка. Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Уже с младенческих лет ребенка нужно приобщать к музыкальной культуре.

       К сожалению, многие из родителей ещё считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению одаренных детей, проявляющихся самостоятельное влечение к музыке, а если ребенок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем не обязательно.

   Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый здоровый, нормальный ребенок всегда эмоционально реагирует на неё. Что мы уносим из детства? Порой самые неожиданные вещи: стихи, которые разучивал с нами отец, мамину колыбельную, радость новогодней елки, красоту распустившегося цветка.


       От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, музыкой.


"Подснежник" П.И.Чайковский




Музыкальное воспитание детей 
     в условиях семьи

               Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка и является той прочной нитью, которая связывает ребенка с миром взрослых и вместе с тем позволяет ощутить себя как личность. Влияние музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или наказания, поскольку она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, вызвать у ребенка чувство -  сопереживание, формирует его внутренний мир.

               Музыка, очень хорошо, побуждает ребенка к творчеству, активизируя его воображение, фантазию. Простейшие творческие проявления ребенка в доступной для него музыкальной деятельности являются залогом его будущего успеха в последующей жизни. От того, насколько комфортна окружающая ребенка среда, будет во многом зависеть его собственное поведение по отношению к сверстникам, и окружающим его, взрослым. И если ребенок будет воспитываться в атмосфере душевной теплоты, понимания, эмоционального комфорта, то у него не будут возникать негативные проявления, чувство отторжения, ощущение собственной неполноценности и ненужности. 

               Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их; развивать у детей интерес к музыке, желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр.
                                         
                                                 

Музыкальные занятия в домашних условиях.

          Правильно организованные музыкальные занятия могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что несомненно значимо для ребенка с проблемами в развитии. Это важно и для укрепления семейных отношений.
             Каждая семья должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки с записью музыки для детей. Это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка. В основном это классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музыкальным сопровождением. 


   



             Основной совет, который можно дать родителямпобольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это правилом, семейной традицией, но нужно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети. Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека состояния уравновешенности, спокойствия, побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со слабым контролем, т. к. она усиливает проявление отрицательных свойств в поведении ребенка.

       Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизовать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, так же развивать концентрацию внимания.











2 комментария: